При организации складского помещения огромное внимание следует уделить стеллажам, которые представляют собой многоярусные конструкции для хранения тарных и штучных грузов. Во-первых, правильно выбранный стеллаж — гарант эффективного использования площади склада, оперативного доступа к товару и его сохранности. Во-вторых, качественные стеллажи при условии правильной эксплуатации обеспечивают безопасность персонала во время проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Именно поэтому требования к ним закреплены на государственном уровне в ГОСТ Р 55525-2017 «Складское оборудование. Стеллажи сборно-разборные». Документ распространяет свое действие на конструкции высотой до 16 метров, используемые для хранения тарных и штучных грузов, обслуживаемые напольной штабелирующей техникой и эксплуатируемые в закрытых помещениях.
ГОСТ Р 55525-2017 — самый популярный, но далеко не единственный стандарт, к которому могут обращаться производители складских стеллажей. Так, например, существует также ГОСТ Р 57381-2017 под названием «Складское оборудование. Стеллажи полочные. Общие технические условия». Он касается конструкций не выше 16 метров, предназначенных тарных и штучных грузов ручного размещения.
Оба ГОСТа не относятся к складским стеллажам:
Примечательно, что ГОСТ Р 55525-2017 и ГОСТ Р 57381-2017 содержат многочисленные отсылки к другим стандартам. Так, например, требования к покрытию крепежных элементов устанавливаются ГОСТ 9.306, а к качеству сварочных швов — ГОСТ 14771, ГОСТ 11533, ГОСТ 11534, ГОСТ 5264, ГОСТ 23518, ГОСТ 15878. Отметим: ГОСТ Р 55525-2017 заменил собой ранее действовавший ГОСТ P 55525—2013.
Должны ли производители соблюдать требования, указанные в названных ГОСТах? Так как складские стеллажи не значатся в Едином списке продукции, подлежащей обязательной сертификации/ декларированию, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2021 года № 2425, то ответ на этот вопрос будет отрицательным. Однако если изготовитель публично заявляет о соответствии своей продукции национальным стандартам, хочет применять соответствующую маркировку, в том числе в документации на стеллажи, то применение ГОСТ Р 55525-2017, ГОСТ Р 55525-2017 или другого регламента становится для него обязательным. Об этом говорится в ст. 26 ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
ГОСТ Р 55525-2017 подразделяет все стеллажи в зависимости от их конфигурации на фронтальные, набивные и консольные, устанавливая свои требования к каждому виду. Но есть условия, одинаковые для всех типов складских стеллажей.
ГОСТ Р 55525-2017 закрепляет требования к гибкости сжатых элементов, прогибу балки от тяжести грузов и другим техническим характеристикам. Конструкция является прочной и устойчивой, если ее параметры соответствуют установленным стандартам.
Гарантийный срок эксплуатации складского стеллажа, изготовленного по ГОСТу, составляет минимум 24 месяца с даты ввода его в эксплуатацию. При соблюдении условий эксплуатации оборудования срок его службы составляет 10 лет с момента изготовления.
Что касается требований, предъявляемых ГОСТ Р 57381-2017 к стеллажам для ручного размещения грузов, то они практически идентичны. То же самое можно сказать о сроках эксплуатации и службы оборудования.
Производитель, желающий получить документальное подтверждение того, что его стеллажи соответствуют ГОСТам, должен обратиться в лабораторию и в аккредитованный центр сертификации. Если отклонений от нормативов не обнаружено, заявителю предоставляется сертификат соответствия с указанием списка ГОСТов, а также сроком действия документа.
В процессе производства изготовитель стеллажей проводит различные испытания своей продукции с целью выявления соответствия/ несоответствия требованиям ГОСТов. Различают следующие виды испытаний:
Что касается методов испытания, то ГОСТ Р 55525-2017 и ГОСТ Р 57381-2017 предусматривают как проверку целостной конструкции, так и отдельных элементов стеллажа. Так, например, качество сварных швов и защитного покрытия оценивается посредством визуального осмотра, а прочность и устойчивость — вертикальными и горизонтальными статическими нагрузками.
ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» распространяет свое действие как бытовую мебель, так и на изделия для общественных помещений. Но склады не относятся к общественным помещениям, соответственно, в отношении них не требуется оформление декларации о соответствии.
С другой стороны, складской стеллаж вполне может быть использован на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания, поэтому производители, как правило, предпочитают пройти процедуру декларирования своего товара. Во-первых, это повышает уровень доверия к продукции покупателя, а во-вторых, расширяет рынок сбыта, поскольку компании настаивают на предоставлении такого документа.
Итак, производитель складских стеллажей не может заявлять о том, что продукция соответствует национальным стандартам, если у него отсутствует сертификат соответствия. Такой документ — гарант того, что стеллаж справится со своей задачей и не причинит вреда персоналу, технике и хранящемуся на полках товару.
Наличие у производителя дополнительных документов является существенным плюсом, поскольку подтверждает прохождение оборудованием других проверок.
Сообщения не найдены
Написать отзыв