Москва

​Сталинский ампир

Февраль 22, 2024

Стиль ампир в архитектуре и в неразрывно связанном с ней дизайном интерьеров и мебели был очень популярен со второй половины 1930-х до начала 1950-х гг. во времена правления Сталина. Это торжественное, величественное и роскошное стилевое направление вобрало в себя элементы неоклассики, барокко, ренессанса, неоготики, ар-деко и постконструктивизма. Но советское общество пришло к сталинскому ампиру не сразу. Перед этим был путь экспериментов и поиска форм мебельных предметов, которые удовлетворят потребности советского населения.

Послереволюционные тенденции в мебельном производстве

Революционные события в начале ХХ века повлияли на мировоззрение и практически все сферы жизни российского общества. Смена политического и социального ориентиров привело к формированию новой культуры быта, которая основывалась на социалистической идеологии. При этом был введен классовый принцип распределения материальных ценностей, поэтому уклад жизни у разных слоев населения весьма отличался.

На повестке дня стал вопрос об улучшении жилищных условий широких масс трудящихся – крестьян, переехавшие в город, и представителей рабочего класса, которые жили на окраинах в бараках. Согласно указу правительства об уплотнении, в квартиры состоятельных граждан, которые до революции занимали большие, просторные жилплощади, стали вселять всех, кто нуждался в жилье. Так, в Москве с 1918 по 1924 год было переселено более 500 000 человек.

Знаменитый художник Кузьма Петров-Водкин отразил дух этого времени в своей картине «Новоселье», она же «Рабочий Петроград».

В то же время государство просто не могло выделить достаточно средств для постройки новых домов, а благоустроенных квартир на всех катастрофически не хватало, поэтому их переделывали в коммуналки и распредели пространства практически покомнатно. Нередко семья из трех поколений занимала только одну комнату, которую как-то нужно было обустроить и меблировать для более-менее комфортной жизни.  

До революции заказчиками мебели была буржуазия, но сохранившаяся дореволюционная габаритная меблировка не подходила для использования в сложившихся условиях ограниченности жилых пространств. В результате перед советскими проектировщиками была поставлена задача по созданию недорогой, удобной и практичной мебели.

В 1920-е гг. дизайн мебельных предметов стал основываться на принципах конструктивизма и рационализма. Проектировщиками-авангардистами было разработано немало интересных проектов встроенной, секционной и трансформирующейся мебели.

Выдающийся советский архитектор, инженер и дизайнер, ведущий теоретик мебельного проектирования и преподаватель знаменитых проектных школ ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН – Эль Лисицкий ввел термин «комбинатная» мебель. Это многофункциональные мебельные наборы, в которые включены простые, но функциональные мебельные изделия. Например, столик мог трансформироваться в этажерку, а невысокий шкаф – в сундук. И хотя в 1929 году он так и не вышел в серийное производство, мастерская ЛУБ реализовала его к открытию выставки «ВЕЩЬ! Предметный дизайн России XIX-XXI» для Фонда развития Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Казалось бы, такая меблировка как нельзя лучше подходила для коммуналок и новых архитектурных решений, таких как дома-коммуны. Но в массовое производство ее так и не запустили. Ввиду экономического кризиса мебельное производство было развито слабо и основано в целом на дореволюционных технологиях, а для изготовления новых мебельных изделий требовалось модернизация и наращивание производственной базы. К тому же большинство консервативной части населения было просто не готово к таким новаторским аскетичным мебельным решениям и полной перестройки привычного уклада жизни.

Уже к 1930 гг. все разработки авангардистов были окритикованы и признаны утопическими, а на смену конструктивизму пришел неоклассицизм. Хотя к ним еще вернуться через 25 лет, когда возникнет острая потребность в компактной и функциональной мебели.

Неоклассицизм и сталинский ампир в мебели 1930-40-х годов

Кардинальная смена дизайна мебели – от сдержанности и компактности к монументальности и декоративности, происходила при активной поддержке государства. И хотя советская неоклассическая стилистика во многом переняла массивность форм и декора от буржуазных традиций, сам И. Сталин выбрал это стилевое направление. Идея заключалась в отражении независимости, мощи, величественности и монументальности нового советского государства.

К тому же тенденции неоклассицизма, проявившиеся в габаритной меблировке с изысканными элементами классики и плавными, гнутыми линиями модного на то время советского варианта ар-деко, больше понравились советскому обществу, чем аскетичные решения авангардистов.

Во-первых, в период нэпа зародился не только класс трудящихся, которому предстояло занять ведущее место в обществе, но и новые состоятельные слои населения. В так называемую новую буржуазию входили государственные деятели и партийцы, положение и доходы которых позволяли занимать большие жилплощади и обустраивать меблировку по своему вкусу, в основном изысканно и роскошно. Во-вторых, для пролетария красивая, богато оформленная мебель стала признаком высокого статуса, к которому многие стремились. Хотя для подавляющего большинства это так и осталось несбыточной мечтой.

В развитии советской мебельной индустрии большую роль сыграл экономический рост, начавшийся в середине 1930-х гг., и наращивание темпов гражданского строительства, направленное на увеличение жилых площадей. Также на интерьеры квартир и их меблировку во многом повлияло постановление СНК СССР 1937 года о развитии и улучшении качества жилищного строительства. Начались сформировываться определенные требования к мебельным изделиям, среди которых соответствие жилым площадям, в частности трех-четырехкомнатным сталинкам с высокими потолками 3 метра и выше.

К концу 1930-х гг. в архитектуре уже прочно сформировался сталинский ампир с его парадной репрезентативностью, помпезностью и монументальностью, который не мог не отразиться на дизайне интерьеров и мебели. Большое значение в украшении мебельных предметов играл сложный декор: рельефы, резьба, вставки из стекла или мозаики, пилястры, карнизы и другие детали, повторяющие элементы сталинской архитектуры. Как и в других сферах, элементы часто несли агитационною функцию и выполнись в виде резных пятиконечных звезд, серпа и молота, снопов колосьев, лавровых венков.

(1937. И. Крестовский. Мебель из гарнитура «Хлеба коммунизма».)

Символами сталинского стиля ампир стали массивные, тяжеловесные мебельные предметы из благородных пород древесины темных оттенков, которая покрывалась бесцветным лаком. Натуральная древесная фактура красиво сочеталась с кожей, тканями, никелированными и хромированными металлами.

Одним из самых уникальных предметов мебели стал солидный нераскладной так называемый сталинский диван на мощном деревянном каркасе с высокой спинкой и подлокотниками-валиками по бокам. Они были откидными, поэтому диван легко превращался в удобное спальное место. Спинка по периметру обрамлялась широкими деревянными рамками, которые богато декорировалась выразительными резными и накладными элементами. В некоторых вариантах спинка дополнялась зеркалом и полочкой, на которой обычно стояли фарфоровые статуэтки, часы или же небольшими шкафчиками и выдвижными ящичками. Обивка выполнялась из кожи, а для массового выпуска ее заменителями или текстилем.



Для квартир в сталинском стиле неотъемлемым элементом стала лепнина под высокими потолками и фигурные розетки с креплениями для огромной металлической люстры с хрустальными подвесками. В залах на полу стояли большие часы с боем, возле мягких кресел на высоких изящных ножках торшеры с текстильным абажуром с бахромой. Из декора модным были фарфоровые статуэтки и картины в стиле соцреализма. В спальнях размещали просторные кровати с высоким изголовьем и красивым изножьем, платяные шкафы с филенками и молдингом высотой под самый потолок, габаритные комоды, огромные зеркала в массивных рамках с резьбой.

Отделку стен делали в пастельных, реже красных тонах, а двери красили белой краской. На светлом фоне темная мебель визуально смотрелась еще более помпезно и пафосно. На паркетный пол обычно стелили большой ковер красно-коричневых оттенков.

Кухонные гарнитуры заменяли шкаф-буфет, витрина, выпуклый серванта, а рабочая столешница нередко выполнялась из натурального камня. В столовой стояла обеденная группа с большим круглым или овальным столом на мощном подстолье с резьбой, над которым вешали бра. В санузлах и ванной комнате укладывали светлую плитку.

Во многих квартирах были рабочие кабинеты, где большую часть занимали шкафы с трудами классиков марксизма-ленинизма и большой письменный стол с зеленым сукном на столешнице с тумбой и выдвижными ящиками. На нем обязательно стояла настольная лампа с зеленым плафоном и часы с подставкой для ручек. Нередко стены и даже потолки кабинетов в сталинском стиле ампир облицовывали панелями из натурального дерева.

Конец периода сталинского ампира

Несмотря на развитие гражданского строительства, в довоенный период всех обеспечить хорошими условиями для проживания и качественной меблировкой так и не удалось. Массивную мебель с обилием декора трудно было поставить на серийное производство. К тому же она требовала качественных, натуральных материалов изготовления, поэтому стоила дорого. В результате обновить обстановку не могли себе позволить даже среднеобеспеченные слои населения.

Сталинский ампир привел еще к большему классовому разделению. Рабочий класс все также расселяли в комнатах коммуналок или небольших квартирах с одной комнатой-кухней. Поэтому у большинства были только самые необходимые простые мебельные изделия – стол, табуреты, платяной шкаф, металлическая кровать-сетка. У зажиточного общества обстановка позволяла довольствоваться дореволюционной меблировкой. При этом новые обустроенные отдельные квартиры, которые и оформлялись в сталинском стиле, в основном получали представители государственного аппарата и номенклатуры, выдающиеся деятели, военные.

В начале 1940-х гг. все производство стало перестраиваться на военные нужды. Да и после победы в ВОВ сначала было не до мебельной отрасли, так как большинство домов было разрушено и нужно было срочно восстанавливать жилой фонд. Только к концу 1940-х гг. выпуск мебели удалось увеличить в 2 раза, в сравнении с довоенным производством. Но новые послевоенные жизненные реалии 1950-х гг. требовали пересмотра уклада жизни и обустройства жилищ советских людей.

Следующий виток истории советской мебели начнется в середине 1950-х гг., но на этом этапе сталинская мебель как непозволительная роскошь для советских людей останется в прошлом, а в приоритете будут другие тенденции.

Сталинский стиль в современных интерьерах

Почитатели величественного ампира есть и сегодня. К тому же стиль отлично адаптируется под современность и подходит для оформления просторных пространств с высокими потолками и большими окнами.

В современном интерьере, оформленном в стиле сталинского ампира, применен прием зонирования столовой и зоны отдыха за счет отделки стен разными материалами – обоями с флористическими мотивами в пастельной цветовой гамме и покраски в светлый оттенок зеленого. В столовой акцент сделан на высокий буфет с капителью, резьбой и вставками из стекла с декоративной раскладкой. Большой круглый стол с массивным подножием дополняется стульями с гнутыми списками.

Атмосферу 1950-х гг. дополняет станина от легендарной швейной машинки Singer, вязаные ажурные скатерти и старинный черный телефон из бакелита на тумбочке. Даже современный белый внутренний блок кондиционера удачно вписался в общую обстановку за счет белого потолка с широким карнизом. В зоне отдыха расположен сталинский диван с высокой деревянной резной спинкой и обивкой из текстиля с геометрическим рисунком. Композицию завершает роскошная люстра, которая перекликается со светильниками с такими же плафонами, и тяжелые шторы в пол.

Дизайнеры нередко используют сталинскую мебель не только для оформления всего интерьера, но и для расставления оригинальных акцентов и организации смыслового центра в современных квартирах. Шикарная сталинская люстра из бронзы или латуни с подвесками из хрусталя или стекла станет настоящим украшением любого интерьера. Ее можно дополнить старинными светильниками и длинными бархатными портьерами. Сталинский диван можно удачно сочетать с лаконичными креслами новых моделей, дополнив их подушками и пледами в одном стиле, а оживить бабушкин сервант – современным столовым сервизом и статуэтками.

Добротная советская мебель делалась на века, поэтому она легко дожила до нашего времени. После небольшой реставрации мебельные предметы обычно выглядят как новые. К тому же многие производители выпускают реплики в сталинском стиле.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв